Фрагмент для ознакомления
2
Политический режим является синтезом тех методов и форм реализации политических отношений, которые приняты в данном государстве. То есть, как уже отмечалось ранее, политический режим определяет то, как работает политическая система в целом.
Понятие политического режима появилось в науке примерно во второй половине XX столетия. И оно сразу стало связываться или даже отождествляться с понятием формы государства. Но все же, согласно позиции некоторых специалистов, политической режим не должен входить в форму государства, так как функционирование государства является характеристикой не политического, а именно государственного режима .
Если смотреть в более широком аспекте, то политический режим является феноменом политической жизни, он соотнесен с политической системой общества. Есть и более узкое понимание политического режима, которое предполагает, что политический режим является достоянием только государственной жизни как таковой.
Отмечая важность политического режима, следует подчеркнуть его значимость как динамичной и функциональной характеристики политической системы. Наблюдается тесная взаимосвязь между категориями «политический режим» и «политическая система». Первая категория охватывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, в то время как вторая категория демонстрирует способы реализации власти и характер действия институтов, будь то демократический или недемократический. Политический режим играет ключевую роль в понимании основных систем власти. По политическому режиму можно судить о принципах организации политического устройства в целом. Политическая атмосфера в стране напрямую зависит от политического режима.
Выделяют три основных типа политических режимов: демократию, авторитаризм и тоталитаризм. Демократический политический режим характеризуется тем, что источником власти в нём выступает народ. Возникновение демократии связано с Афинами, где сформировались основные принципы, востребованные и в современном обществе. Основу демократического политического режима составляют методы и средства, позволяющие народу участвовать в принятии властных решений и управлении государством .
Демократия может быть реализована в двух формах: прямой (непосредственной) и представительной. При прямой демократии народ сам осуществляет власть, без участия политических посредников. К институтам прямого народовластия относятся выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, собрания и сходы граждан, петиции, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Регламентация выборов и референдумов осуществляется конституцией и специальными законами, обладающими императивным характером, что не требует санкций государственных структур, в отличие от консультативных мероприятий. Прямая демократия имеет множество положительных аспектов: граждане могут свободно выражать свои интересы и участвовать в политическом процессе, обеспечивается высокая легитимность власти и контроль за политической элитой.
Однако, прямой демократии также присущи недостатки: отсутствие устойчивого желания у большинства населения заниматься управленческой деятельностью, сложность и высокая стоимость демократических мероприятий, а также низкая эффективность принимаемых решений из-за непрофессионализма большинства участников политического процесса.
При представительной демократии власть осуществляется представителями народа, такими как депутаты и выборные органы исполнительной и судебной власти. Эти представители выражают политические интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. В условиях представительной демократии наблюдаются широкие возможности для принятия эффективных решений благодаря участию профессионалов, способных рационально организовать политическую систему.
Однако, этот тип демократии также имеет свои недостатки, включая высокий риск неограниченного развития бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от своих избирателей, а также принятие решений в интересах номенклатуры и крупного капитала, а не большинства граждан. Несмотря на значительные преимущества, демократический режим может сталкиваться с определенными трудностями, такими как ослабление власти, анархия и формирование охлократии. Тем не менее, социальная ценность демократии превосходит все ее недостатки и возможные противоречия.
Следует отметить, что демократический политический режим обеспечивает всестороннее соблюдение прав и свобод человека, так как все элементы политической системы и принимаемые решения ориентированы на эту цель. Помимо этого, демократические политические решения способствуют укреплению правового государства и стимулируют развитие гражданского общества.
Авторитарный режим является системой правления, при которой власть осуществляет одно конкретное лицо, а участие народа минимально . В сохранении такого режима участвуют аппарат принуждения, армия. В авторитарных режимах существуют определенные демократические институты, которые не обладают реальной силой. Представительные органы на всех уровнях могут сохраняться, однако на практике они не выполняют своих функций, они только лишь прикрывают авторитарную власть. Вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства имеют наиболее важное значение. Особая политическая роль принадлежит армии. Любые средства, прямое насилие способствуют обеспечению авторитарного режима, его поддержанию. Конкуренция политических субъектов исключена. Авторитаризм имеет в качестве основного принципа монополию на власть. Вместе с тем, авторитарной власти не свойственно вмешиваться в те сферы жизни, которые не имеют прямой и непосредственной связи с политикой. В частности, относительную независимость могут сохранять экономическая, культурная сферы, сфера межличностных отношений. В ограниченных пределах допускается также независимость личности . Утверждение авторитарных режимов осуществляется в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества.
Авторитарный режим также имеет как достоинства, так и недостатки. Слабыми сторонами данного политического режима являются: явление полной зависимости политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, в отсутствии у граждан возможностей для того, чтобы предотвращать и прекращать политические авантюры или политический произвол, в ограниченности политического выражения интересов общества. Авторитарный режим имеет следующие достоинства, которые заключаются в высокой способности обеспечения политической стабильности и общественного порядка, мобилизации общественных ресурсов на решение определенных задач, преодолении сопротивления политических противников.
Классификация авторитарных режимов такова: военно-бюрократический, постколониальный, квазидемократия, султанистский режим и деспотический) . Крайней формой авторитарного режима является тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» (от лат. Totus - весь, целый, полный) является определением такого политического устройства общества, при котором государство стремится к осуществлению тотального контроля за всеми сферами общественной жизнедеятельности.
Антидемократический режим – общественно–политический режим, при котором государственными органами власти не соблюдаются права и интересы граждан. В любом конкретном государстве формируется собственный общественно– политический режим, существуют собственные характерные черты воплощения государственной власти.
Антидемократический политический режим представляет собой комплекс способов реализации государственной власти на основе произвола, без учета какого– либо мнения, как большинства, так и меньшинства. При этом режиме правительство существует ради самого себя, и устройство этого государства трудится на удовлетворенность, в первую очередь всего, собственных потребностей. В научной и учебной литературе встречается несколько различных подходов к классификации антидемократических режимов. Марченко М.Н. представляет данный режим как авторитарный порядок, характеризующийся ликвидацией либо существенным ограничением свободы и прав народа. Фашизм он определяет как один из наиболее опасных видов авторитарного режима .
О.О. Миронов также различает два основных государственно–правовых режима: демократический и авторитарный. Авторитарный режим он связывает с тем, что население отстраняется от управления обществом и государством и при этом ему ограничивают права и свободы. Кроме того О.О. Миронов вводит отличие между конституционно–авторитарным и тоталитарным типами авторитарного режима.
Другие авторы А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина из числа различных видов режимов авторитаризма выделяют три основных режима: тиранический, деспотический, тоталитарный . Cоздание тоталитарных политических режимов осуществляется имущими элитами для того, чтобы реализовывать идеологические доктрины и корыстные экономические интересы господствующих классов. По этой причине тоталитарные режимы недолговечны, постепенно те страны, которые переживали период тоталитаризма, строят либерально-демократические системы (Германия, Испания, Италия и др.), либо осуществляют переход к социалистической демократии (Китай и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // ООН. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации". – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102087594
3. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива". – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201303040014
4. Рейтинг стран по уровню демократии. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/democracy
5. Алижанов, У. Н. Прямая демократия: некоторые вопросы понимания / У. Н. Алижанов // Проблемы совершенствования законодательства. – 2020. – С. 30-32.
6. Бронская, Ю. А. Сущность и содержание демократии / Ю. А. Бронская // Академическая публицистика. – 2020. – № 6. – С. 346-349.
7. Бялт, В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 120 с.
8. Вахитов, Р. Критика демократии у Платона. – Режим доступа: http://nevmenandr.net/vaxitov/platodemos.php
9. Головина, А. А. Новации механизмов правореализации в современном электоральном процессе в условиях развития цифровых технологий: тенденции и новые горизонты / А. А. Головина // Избирательное законодательство и практика. – 2020. – № 4. – С. 3-7.
10. Даль Р. Предпосылки возникновения и утверждения полиархий. – Режим доступа: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jid=3123&jn=polis&ysclid=lgf1i3r8l8532587891
11. Каримова, К. Выборы как одна из форм прямой демократии / К. Каримова, Е. С. Кротова // Государственно-правовые исследования. — 2020. — № 3. — С. 521–524.
12. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. — 10-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 528 с.
13. Лукьянова, Е. Г. Теория государства и права : учебник / Е.Г. Лукьянова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 232 с.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Норма, 2022. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=395626&ysclid=lgf1etc3d1893227560
15. Родс, П. Дж. Афинская демократия. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334878858
16. Скреля, К. Ю. Понятие, виды и особенности политических (государственных) режимов / К. Ю. Скреля, А. С. Елькина. // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 1-4.
17. Славова Г.О. В чем состоят проблемы современных демократий? – Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1605810985&ysclid=lgf1l7yjru874681090
18. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с.
19. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник и практикум для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 134 с.
20. Цыганков АП., Цыганков П.А. Кризис идеи «Демократического мира» // Международные процессы. – Режим доступа: http://www.intertrends.ru/nineth/003.htm